Планируемые результаты



В результате освоения Программы ребёнок приобретает интегративные качества:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
1 - 3 года
-          Владеет соответствующими возрасту основными движениями (ходьба, бег, ползание, лазание, катание, бросание, метание, прыжки);
-          проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;
-          самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания;
-          антропометрические показатели (вес, рост) в норме;
-          имеет первичные представления о себе как о человеке, знает название основных частей тела, их функции.

3 - 4 года:
-          Антропометрические показатели (рост, вес) в норме;
-          владеет соответствующими возрасту основными движениями;
-          сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной деятельности;
-          проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях;
-          пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время);
-          самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
-          самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
-          имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

4 - 5 лет
-          Антропометрические показатели (рост, вес) в норме;
-          владеет в соответствии с возрастом основными движениями;
-          проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;
-          пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время);
-          самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры;
-          соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
-          знаком с понятиями «здоровье»  и «болезнь»;
-          имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены;
-          знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

5 -6 лет:
-        Антропометрические показатели (рост, вес) в норме;
-        владеет в соответствии с возрастом основными движениями;
-        проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;
-        проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах;
-        пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время);
-        умеет самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры;
-        соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
-        имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;
-        знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений;
-        имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания
-        начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

6 - 7 лет:
-        Антропометрические показатели в норме;
-        сформированы основные физические качества;
-        сформирована потребность в двигательной активности;
-        самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
-        соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

Любознательный, активный
1 - 3 года:
-        Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников;
-        проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях;
-        принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);
-        с интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации;
-        проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

3 - 4 года:
-        Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
-        интересуется собой («Кто я?»), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях;
-        проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, наблюдениях за живыми объектами;
-        задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, любит экспериментировать, участвует в обсуждениях;
-        самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, при затруднениях обращается за помощью к взрослому.

4 -5 лет:
-        Проявляет интерес к новым предметам;
-        проявляет интерес к незнакомым людям;
-        проявляет интерес к незнакомым движениям и действиям;
-        проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности (конструированию, изобразительной деятельности, игре, экспериментированию);
-        включается во взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

5 -6 лет:
-        Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
-        задает вопросы взрослому,  в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
-        любит экспериментировать;
-        способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
-        принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

6 - 7 лет:
-        Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
-        задает вопросы взрослому,  в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
-        любит экспериментировать;
-        способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
-        принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый
1 – 3 года:
-        Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности;
-        проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихи);
-        эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей;
-        проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусств, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные);
-        проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает весёлые и грустные мелодии.

3 - 4 года:
-        Заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы;
-        эмоционально откликается на содержание произведений художественной литературы, мультфильмов, изобразительного искусства, музыки;
-        эмоционально откликается на эмоции близких взрослых, детей;
-        передаёт образную выразительность игровых и сказочных образов в рисовании, лепке, аппликации, музыке;
-        владеет эмоционально-экспрессивной лексикой, соответствующей возрасту, на уровне понимания и употребления.

4 -5 лет:
-        Адекватно реагирует на успех или неуспех собственной деятельности;
-        эмоционально откликается на содержание произведений художественной литературы, мультфильмов, изобразительного искусства, музыки;
-        эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей;
-        способен перенимать эмоциональное состояние окружающих людей;
-        владеет эмоционально-экспрессивной лексикой, соответствующей возрасту, на уровне понимания и употребления.

5 - 6 лет:
-        Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
-        проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
-        понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
-        проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста;
-        проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

6 - 7 лет:
-        Откликается на эмоции близких людей и друзей;
-        сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
-        эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства;
-        эмоционально реагирует на музыкальные и художественные произведения;
-        эмоционально реагирует на мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
1 - 3 года:
-        Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им;
-        проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;
-        может по собственной инициативе рассказывать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта;
-        может по просьбе взрослого рассказывать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта;
-        речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

3 -4 года:
-        Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
-        способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-        умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого;
-        обращается к воспитателю по имени и отчеству;
-        умеет адекватно использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, интонацию), делая свое высказывание понятным для собеседника.

4- 5 лет:
-        Проявляет умение договариваться о совместной деятельности с другими детьми (согласовывать цель деятельности, распределять обязанности, подбирать необходимое оборудование);
-        при взаимодействии со сверстниками речь носит ситуативный характер, отмечаются попытки решать конфликтные ситуации с помощью речи;
-        при взаимодействии со взрослыми способен выйти за пределы конкретной ситуации;
-        адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, компоненты интонационной выразительности речи;
-        способен проявлять инициативу в организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5 -6 лет:
-        Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли;
-        игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли;
-        речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи;
-        может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым;
-        использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы;
-        умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.);
-        проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
-        способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

6 - 7 лет:
-        Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
-        владеет диалогической речью;
-        владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
-        способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
1 - 3 года:
-        Самостоятельно соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
-        после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
-        имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их;
-        соблюдает правила элементарной вежливости; самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», « спокойной ночи»;
-        проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

3 - 4 года:
-        Знает элементарные нормы и правила поведения, замечает нарушения правил поведения другими детьми, отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил;
-        подчиняет свое поведение заданным  взрослым правилам организации индивидуальной и совместной  деятельности;
-        соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо?, «здравствуйте», «до свидания:?, «спокойной ночи:? (в семье, в группе);
-        умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
-        адекватно реагирует на запрет, может выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний.

4 - 5 года:
-        Способен соблюдать правила индивидуальной и совместной деятельности, менять свое поведение в зависимости от ситуации;
-        проявляет адекватное отношение к соблюдению или несоблюдению моральных норм, правил поведения;
-        разделяет игровые и реальные взаимодействия, умеет планировать последовательность действий;
-        пользуется доступными формулами речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность, просьба) без напоминания взрослых;
-        соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах.

5 - 6 лет:
-        Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
-        если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
-        понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
-        может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников;
-        соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице;
-        в повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами;
-        способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
-        соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

6 - 7 лет:
-        Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
-        соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
-        соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
-        способен планировать свои действия;
-        способен добиваться конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
1 - 3 года:
-        Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры;
-        проявляет желание самостоятельно подбирать и использовать предметы-заместители;
-        сооружает элементарные постройки по образцу;
-        проявляет желание строить самостоятельно;
-        ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

3 - 4 года:
-        Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям);
-        может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
-        использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты;
-        способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
-        умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.

4 - 5 лет:
-        Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач под руководством взрослого;
-        способен самостоятельно изменять (варьировать) простые способы решения задач в зависимости от ситуации;
-        способен предложить собственный замысел и воплотить его, используя простые схематические изображения;
-        начинает проявлять образное предвосхищение (на основе элементарного анализа пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия);
-        умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

5 - 6 лет:
-        Владеет элементарными навыками самообслуживания;
-        ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, между, рядом с, около и пр.);
-        умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
-        способен конструировать по собственному замыслу;
-        способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
-        проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия;
-        способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта;
-        может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
-        умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;
-        способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

6 - 7 лет:
-        Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослым;
-        может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач поставленных самостоятельно;
-        в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);
-        находит способы решения различных проблем с помощью действий поискового характера;
-        способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
1 -3 года
Знает:
-        названия частей тела;
-        название частей лица;
-        своё имя;
-        свой пол;
-        имена членов своей семьи.

3 - 4 года:
-        Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол;
-        имеет первичные гендерные представления (особенности поведения мальчиков или девочек, старших и младших детей);
-        называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка);
-        знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), особенностями их поведения;
-        перечисляет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения.

4 - 5 лет:
-        Называет свое имя, фамилию, возраст, пол, свои предпочтения, интересы;
-        называет имена членов своей семьи, их профессии, особенности поведения;
-        может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, кратко рассказать о достопримечательностях;
-        имеет представление об основных государственных праздниках;
-        знает названия растений и животных, особенности их внешнего вида, среды обитания в соответствии с возрастом.

5 - 6 лет:
-        Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд;
-        знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому;
-        может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
-        знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; что Москва- столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
-        имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы

6 - 7 лет
Имеет представление:
-        о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
-        составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
-        об обществе, его культурных ценностях;
-        о государстве и принадлежности к нему;
-        мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
1 – 3года:
-        Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру;
-        отвечает на простейшие вопросы «кто?», «что?», «что делает?»;
-        проявляет интерес к книгам;
-        проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций;
-        выполняет простейшие поручения взрослого.

3 -4 года:
-        Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
-        способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности;
-        в случае проблемной ситуации обращается за помощью;
-        воспроизводит образцы действий при решении познавательных задач, ориентируется на образцы в познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-        в диалоге с педагогом способен услышать, понять и выполнять инструкцию взрослого.

4 - 5 лет:
Способен:
-        понять и запомнить  учебную задачу;
-        выполнить пошаговую инструкцию взрослого;
-        удержать в памяти несложное условие при выполнении действий;
-        воспроизвести образец действий, ориентируясь на наглядную опору;
-        сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут, стремясь хорошо выполнить задание.

5 - 6 лет:
-        Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
-        способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение;
-        умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-        способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие;
-        способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут;
-        проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений;
-        проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками;
-        умеет работать по правилу и по образцу;
-        слушает взрослого и выполняет его инструкции.

6 - 7 лет
Умеет:
-        работать по правилу;
-        работать по образцу;
-        слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-        работать в общем темпе;
-        договариваться, распределять обязанности, работая в коллективе сверстников.


Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Здоровье
1 - 3 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
-        хорошо спит, активен во время бодрствования
-        имеет хороший аппетит, регулярный стул.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-        умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать;
-        умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой;
-        употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
-        имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.);
-        при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

3 - 4 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
-        легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
-        редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-        приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
-        владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
-        охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
-        имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
-        владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе)  о значении сна;
-        умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
-        умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
-        знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
-        соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

4 - 5 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
-        легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
-        редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-        проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
-        имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
-        сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
-        знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
-        имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;
-        знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;
-        сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;
-        умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;
-        имеет представление о составляющих здорового образа жизни.

5 - 6 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
-        легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
-        редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-        умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
-        имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
-        сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
-        владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
-              имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
-              знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
-              имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
-              имеет представление о правилах ухода за больным.

6 - 7 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
-        легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
-        редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-        усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается,  пользуясь только индивидуальным по­лотенцем, чистит зубы,  полоскает рот после еды, моет ноги перед сном;
-        правильно пользуется носовым платком и расческой;
-        следит за своим внешним видом;
-        быстро раздевается и одевается, вешает одежду в опреде­ленном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека,  о важности соб­людения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.


Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»
1 - 3 года
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации):
-        прыгает на месте и с продвижением вперед;
-        может бежать непрерывно в течение 30-40 с;
-        влезает на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);
-        берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-        легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);
-        бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;
-        может пробежать к указанной цели;
-        воспроизводит простые движения по показу взрослого.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-        охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;
-        получает удовольствие от участия в двигательной деятельности.

3 - 4 года:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
-        энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
-        проявляет ловкость в челночном беге;
-        умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-        сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
-        может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
-        умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
-        может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-        принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
-        проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
-        проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
-        проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
-        проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

4 - 5 лет:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
-        прыгает в длину с места не менее 70 см;
-        может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200—240 м;
-        бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-        ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
-        уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
-        умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз пристав­ным и чередующимся шагами;
-        в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мяг­ко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;
-        ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;
-        бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
-        чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-        активен, с интересом участвует в подвижных играх;
-        инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;
-        умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.

5 - 6 лет:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
-        может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозна­ченное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
-        умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
-        умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-        умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
-        выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
-        умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
-        ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
-        умеет кататься на самокате;
-        умеет плавать (произвольно);
-        участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-        участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
-        проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
-        умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
-        проявляет интерес к разным видам спорта.

6 - 7 лет:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
- мягко призем­ляться;
- прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
-  с разбега  (180 см);
- в высоту с разбега  (не менее 50 см) - прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
- бросать предметы в цель из разных исходных положений;
- попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м;
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;
- метать предметы в движущуюся цель;
- ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км,  поднимается на горку,  спускается с горки,  тормозит при спуске;
- плавает произвольно на расстояние 15 м;
- проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-        выполняет правильно технику всех видов основных движений:  ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
-        умеет перестраиваться:
в 3-4 колонны,
в 2-3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
-        соблюдать интервалы во время передвижения;
-        выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
-        следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-        участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
-        умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
-        проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
-        проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).


Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Безопасность»
1- 3 года
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: держит взрослого за руку при переходе проезжей части улицы и при движении по тротуару, а также находясь в местах большого скопления людей.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы и т.д.).

3        - 4 года
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила поведения в детском саду и дома.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
-        понимает, что необходимо соблюдать порядок и чистоту;
-        имеет представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке и т.д.).

4        - 5 лет:
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;
- знает элементарные правила безопасного дорожного движения.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома.

5        - 6 лет:
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям: соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
- понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение;
-соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

6 - 7 лет:
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
-                   соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
-                   различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
-                   знает назначение светофора, узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
-                   различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Овладевший необходимыми умениями и навыками
в образовательной области «Социализация»
1 - 3 года
Развитие игровой деятельности:
-        эмоционально, активно откликается на предложение игры;
-        принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.);
-        объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.);
-        может выполнять условные действия с образными игрушками, предметами-заместителями, изображениями (нарисованными объектами).
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
-        знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова);
-        может адекватно реагировать на запрет, выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть);
-        радуется, когда взрослый хвалит его, болезненно переживает неодобрение (плачет, замыкается в себе);
-        замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев);
-        доброжелательно относится к деятельности сверстника (с интересом наблюдает, дает игрушку);
-        способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками;
-        ярко проявляет потребность в самостоятельности; стремится обходиться без помощи взрослого при одевании, раздевании, во время еды;
-        дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу»).
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-        осознает свою гендерную принадлежность;
-        проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен;
-        называет название города, в котором живёт.

3 - 4 года
Развитие игровой деятельности:
-        может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
-        умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
-        способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;
-        разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок;
-        имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимает участие в беседах о театре.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
-        умеет общаться спокойно, без крика;
-        здоровается, прощается, благодарит за помощь;
-        делится с товарищем игрушками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-        имеет первичные гендерные представления: мальчики сильные, смелые, девочки нежные, слабые;
-        знает название города, в котором живёт.

4 - 5 лет
Развитие игровой деятельности:
-        способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров;
-        организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
-        способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;
-        проявляет потребность в общении со сверстниками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-        чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства;
-        проявляет уважительное отношение к сверстникам;
-        знает о достопримечательностях родного города.

5 - 6 лет:
Развитие игровой деятельности:
-        договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;
-        умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;
-        в дидактических играх оценивает свои возможности и без  обиды воспринимает проигрыш.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
-        объясняет правила игры сверстникам;
-        после просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;
-        использует «вежливые» слова;
-        имеет навык оценивания своих поступков;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-        имеет представление о работе своих родителей;
-        знает название своей Родины.

6 - 7 лет:
Развитие игровой деятельности:
-        самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
-        находит новую трактовку роли и исполняет ее;
-        может моделировать предметно-игровую среду;
-        участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители».
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
-        в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;
-        проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-        понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

Овладевший необходимыми умениями и навыками
в образовательной области «Труд»
1 - 3 года
Развитие трудовой деятельности:
-        способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
-        выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-        стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
-        помогает  в ответ на просьбу.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
-        знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
-        имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 - 4 года:
Развитие трудовой деятельности:
-        самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
-        самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-        способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
-        испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
-        проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
-        знает, кем работают близкие люди.

4 - 5 лет
Развитие трудовой деятельности:
-        самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
-        самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-        доводит начатое дело до конца;
-        испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
-        владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
-        имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 - 6 лет
Развитие трудовой деятельности:
-        соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
-        самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
-        самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-        доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
-        может оценить результат своей работы;
-        испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

6 - 7 лет:
Развитие трудовой деятельности:
-        самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
-        умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
-        ответственно выполняет обязанности дежурного;
-        умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
-        старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
-        оценивает результат своей работы;
-        испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
-        радуется результатам коллективного труда.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
-        владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
-        имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села);
-        имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
-        бережно относится к тому, что сделано руками человека.


Овладевший необходимыми умениями и навыками
 в образовательной области «Познание»
1 - 3 года
Сенсорное развитие:
-                   свободно ориентируется в цвете предметов. Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии);
-                   ориентируется в величине предметов;
-                   ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности: конструирует несложные постройки из 2—3 деталей, обыгрывает их, с помощью взрослого выполняет различные конструкции, используя природный и бросовый материал.
Формирование элементарных математических представлений
-                   может образовать группу из однородных предметов, различает один и много, много и мало предметов;
-                   различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называет их размер;
-                   ориентируется в предметах разной формы, узнаёт шар и куб;
-                   ориентируется в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-                   имеет представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей;
-                   имеет представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда;
-                   имеет представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и  их детеныши, животные — обитатели леса, птицы;
-                   имеет представления о неживой природе;
-                   имеет представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей;
-                   имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники.

3 - 4 года
Сенсорное развитие:
-                   различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.);
-                   группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
-                   получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-                   знает, называет и правильно использует детали строительного материала;
-                   пользуется простыми способами конструирования, конструирует по образцу, по заданию взрослого, владеет способами построения замысла;
-                   выполняет действия замещения недостающих строительных деталей другими.
Формирование элементарных математических представлений:
-                   различает и называет понятия много, один, по одному, ни одного, может определить равенство–неравенство групп предметов;
-                   сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине, высоте);
-                   владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
-                   использует элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-                   имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении;
-                   группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов (цвет, форма, материал);
-                   называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения;
-                   способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.

4 - 5 лет
Сенсорное развитие:
-                   различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины;
-                   использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.);
-                   подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.).
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-                   использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств;
-                   осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями;
-                   пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла.
Формирование элементарных математических представлений:
-                   владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5;
-                   выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения;
-                   владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
-                   использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах года.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-                   имеет представления о  предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках;
-                   проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям;
-                   имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения;
-                   способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.

5 - 6 лет
Сенсорное развитие:
-                   различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры;
-                   различает и называет девять основных цветов и их светлые и темные оттенки;
-                   различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин данных параметров.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-                   создает постройки по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
-                   выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим назначением объекта;
-                   владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
Формирование элементарных математических представлений:
-                   считает (отсчитывает) в пределах 10, правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;
-                   использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по длине, ширине, высоте, толщине);
-                   ориентируется в пространстве и на плоскости;
-                   определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-                   имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
-                   классифицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;
-                   называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;
-                   знает и стремится выполнять некоторые правила с правилами поведения в природе.

6 - 7 лет
Сенсорное развитие:
-                   различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
-                   обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
-                   классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
-                   способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
-                   самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
-                   способен создавать различные конструкции  объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .
Формирование элементарных математических представлений:
-                   владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
-                   решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
-                   использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
-                   ориентируется в пространстве и на плоскости;
-                   определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-                   имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
-                   выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
-                   устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
-                   использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
-                   знает правила поведения в природе и соблюдает их.


Овладевший необходимыми умениями и навыками
 в образовательной области «Коммуникация»
1 - 3 года
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-                   использует речь для общения со взрослыми и сверстниками;
-                   способен выражать свои ощущения в словесной форме.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-                   понимает и правильно использует в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия;
-                   способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов;
-                   владеет отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков;
-                   способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке).
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-                   сопровождает речью игровые и бытовые действия;
-                   способен пользоваться высотой и силой голоса, передавать вопрос или восклицание;
-                   способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.

3 - 4 года
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-                   использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками;
-                   способен отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
-                   активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-                   понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия;
-                   использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
-                   владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
-                   способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-        пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета
-        способен участвовать в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей
4 - 5 лет
«Развитие свободного общения со взрослыми и детьми»
-                   использует речь для инициирования общения, регуляции поведения;
-                   активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-                   понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния;
-                   использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования;
-                   владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
-                   способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-                   пользуется разнообразными формулами речевого этикета;
-                   способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи.

5 - 6 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-                   свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
-                   в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-                   использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
-                   использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
-                   способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;
-                   составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-                   дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
-                   умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

6 - 7 лет
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-                   способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
-                   свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
-                   использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
-                   использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
-                   правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
-                   самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
-                   называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-                   дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;
-                   пользуется естественной интонацией разговорной речи;
-                   соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.


Овладевший необходимыми умениями и навыками
 в образовательной области «Чтение художественной литературы»
1- 3 года
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений: в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт.
Развитие литературной речи:
-                        активно реагирует на содержание знакомых произведений;
-                        повторяет за педагогом слова и строки знакомых стихов;
-                        способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
-                   проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей, сопереживает знакомым персонажам;
-                   появляются любимые сказки, стихи.

3 - 4 года
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:
-                   способен адекватно реагировать на содержание произведения, поступки персонажей;
-                   способен устанавливать легко осознаваемые причинные связи в сюжете;
-                   в понимании содержания литературного произведения опирается на личный опыт.
Развитие литературной речи:
-                   с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
-                   способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;
-                   способен импровизировать на основе литературных произведений.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
-        проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров.

4 - 5 лет
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:
-                   способен осмысленно воспринимать содержание произведений, адекватно реагировать на события, которых не было в собственном опыте;
-                   способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей.
Развитие литературной речи:
-                   способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов;
-                   способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;
-                   способен импровизировать на основе литературных произведений.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
-                   проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;
-                   проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.

5 - 6 лет
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:
-                   способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;
-                   знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров.
Развитие литературной речи:
-                   способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;
-                   способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
-                   эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
-                   называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

6 - 7 лет
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений:
-                   способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;
-                   способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
-                   способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности.
Развитие литературной речи:
-                   способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;
-                   самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
-                   называет любимые сказки и рассказы;
-                   называет авторов и иллюстраторов детских книг (2-4);
-                   эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
-                   может импровизировать на основе литературных произведений.


Овладевший необходимыми умениями и навыками
 в образовательной области «Художественное творчество»
1 - 3 года
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
-                   знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
-                   различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета;
-                   умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии;
-                   умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу;
-                   наклеивает готовые формы для создания аппликативного образа;
-                   лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
Развитие детского творчества:
-                   называет предметы, получившиеся в лепке, в рисунке;
-                   дополнять рисунок, лепку в сотворчестве со взрослым;
-                   проявляет интерес к экспериментированию с изобразительными материалами (красками, карандашами, фломастерами и др.).
Приобщение к изобразительному искусству:
-                   узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на них;
-                   проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики.

3 - 4 года
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
-                   проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
-                   умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называет их;
-                   умеет лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части;
-                   умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и растительные формы для украшения, соблюдать последовательность наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму.
Развитие детского творчества:
-                   самостоятельно выбирает цвет материала, фон и размер листа бумаги, способ рисования для создания яркого образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями);
-                   создает выразительные образы с помощью интеграции рисования, лепки, аппликации, используя приобретенные навыки и умения.
Приобщение к изобразительному искусству:
-                   эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства;
-                   эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Е.Чарушин, Ю. Васнецов).

4 - 5 лет:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
-                   проявляет интерес и бережно относится к результатам детского изобразительного творчества;
-                   передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений природы;
-                   лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
-                   использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;
-                   использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
Развитие детского творчества:
-                   сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла;
-                   самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе;
-                   создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания;
-                   использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков;
-                   в лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы соединения частей материала.
Приобщение к изобразительному искусству:
-                   различает виды декоративно-прикладного искусства;
-                   различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), отвечает на вопросы педагога по содержанию;
-                   понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура».

5 - 6 лет
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
-                   создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
-                   знает особенности изобразительных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь, сангина);
-                   лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
-                   использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
Развитие детского творчества:
-                   создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;
-                   самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
-                   объединяет разные способы изображения (коллаж);
-                   варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;
-                   использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Приобщение к изобразительному искусству:
-                   различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
-                   выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);
-                   имеет представление о региональных художественных промыслах.

6 - 7 лет
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
- использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации
- применяет традиционные техники изображения.
Развитие детского творчества:
-                   принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания;
-                   создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности;
-                   создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений;
-                   варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
Приобщение к изобразительному искусству:
-                   различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
-                   понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
-                   выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.


Овладевший необходимыми умениями и навыками
 в образовательной области «Музыка»
1 - 3 года
Развитие музыкально-художественной деятельности:
-                   узнаёт знакомые мелодии; различает звуки по высоте (высокий - низкий);
-                   вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
-                   двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
-                   умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Приобщение к музыкальному искусству:
-                   с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам программные инструментальные произведения, песни в исполнении взрослого;
-                   слушает рассказы, иллюстрируемые музыкой;
-                   называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

3 - 4 года
Развитие музыкально-художественной деятельности:
-                   слушает музыкальное произведение до конца;
-                   различает звуки по высоте (в пределах октавы;
-                   замечает изменения в звучании (тихо-громко);
-                   поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
-                   допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых мелодий на слог «ля-ля»;
-                   сочиняет весёлые и грустные мелодии по образцу;
-                   умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).;
-                   выполняет движения, передающие характер изображаемых животных;
-                   различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, музыкальный молоточек и др.).
Приобщение к музыкальному искусству:
-                   узнаёт знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально на неё реагирует.

4 - 5 лет
Развитие музыкально-художественной деятельности:
-                   различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы);
-                   выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро);
-                   узнаёт песни по мелодии;
-                   может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение;
-                   самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка?»;
-                   импровизирует мелодии на заданный текст;
-                   способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами);
-                   выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
-                   инсценирует песни и ставит  небольшие музыкальные спектакли;
-                   умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане, ложках.
Приобщение к музыкальному искусству:
-                   внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства словами, рисунком, движением.

5 - 6 лет
Развитие музыкально-художественной деятельности:
-                   различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты);
-                   может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;
-                   умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);
-                   способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;
-                   ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
-                   самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов;
-                   умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;
-                   исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).
Приобщение к музыкальному искусству:
-                   определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец), произведения по мелодии, вступлению;
-                   различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, виолончель).

6 - 7 лет
Развитие музыкально-художественной деятельности:
-                   узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;
-                   различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);
-                   выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);
-                   может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от до первой октавы до ре второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
-                   умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
-                   самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;
-                   умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;
-                   способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;
-                   импровизирует под музыку соответствующего характера;
-                   инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
-                   исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах  несложные песни и мелодии.
Приобщение к музыкальному искусству:
-                   определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
-                   называет инструмент на котором исполняется музыкальное произведение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий